Как ребенку научиться кататься на лыжах за четыре часа?

У спортивных родителей, как правило, растут дети, которых приобщают к активному занятию спортом с самого раннего возраста. Малютка только научился ходить, а его уже начинают знакомить с плаванием, гимнастикой, коньками, лыжами. Естественно, что у родителей, главным увлечением которых являются скоростные спуски и слалом на всевозможных горнолыжных курортах, первая мысль как научить ребенка кататься на лыжах?

С какого возраста можно начинать обучение

Разумные и «продвинутые» родители не станут начинать со склона. В первую очередь малыш знакомится с понятием «дисциплина», учится внимательно слушать, выполнять указания человека, занявшегося процессом обучения. Поэтому, подготовка должна начинаться не на заснеженном спуске, а в спортзале, в обыкновенной спортивной секции, не имеющей отношения к горным лыжам.

Наиболее ранний вариант ознакомления со спортом в дошкольный период спортивная гимнастика. В три года можно смело начинать занятия. Еще проще, если в семье родилась девочка. Двери секции художественной гимнастики откроются уже по достижении двух с половиной лет.

С чего начать?

Полгода тренировок дадут определенный набор навыков. Теперь можно начинать обучение детей катанию на лыжах. Полный список подготовительных видов спорта выглядит следующим образом:

  • художественная гимнастика,
  • спортивная гимнастика,
  • плавание,
  • фигурное катание,
  • отдельные виды восточных единоборств.

Рекомендуемый возраст, когда вопрос «Как поставить своего ребенка на горные лыжи?» станет актуальным около трех с половиной лет. Известны случаи более раннего знакомства подрастающего поколения с этим видом спорта, но это скорее исключение, нежели правило.

Экипировка малыша

Вопрос, требующий тщательной проработки. Основной тенденцией, которой руководствуется сегодня большинство при подборе экипировки, является внешний вид. Понятно, хочется, чтобы маленький лыжник выглядел как на картинке. К сожалению, часто случается так, что акцент на внешний вид идет в ущерб удобству, практичности.

Начать стоит с подбора одежды. Обязателен комбинезон. Только он даст необходимый комфорт, и позволит не «оставить за скобками» погодные условия. Перчатки, куда же без них. Специальная экипировка подбирается соответственно росту и размерам. У начинающих стандарт для лыж, палок 90 сантиметров. Ботинки самая важная часть экипировки. Если они давят, или болтаются на ноге, придется искать другие. Главная проблема возникнет именно при подборе ботинок, терпение здесь главный помощник. Юный спортсмен не сможет объяснить степень дискомфорта. Горные лыжи травмоопасный вид спорта, поэтому наличие шлема и защиты для позвоночника даже не обсуждается.

Обучение ребенка самостоятельно

На этом этапе вдохновителям будущего горнолыжника предстоит выбор, учить малыша самостоятельно, или доверить процесс инструктору. Очень важный момент! Можно сказать, «палка о двух концах». С одной стороны, даже умение качественно кататься на лыжах не гарантирует способности передать это самое умение своему чаду. Совсем не обязательно, что тренер сможет найти контакт с обучаемым малышом. И, наоборот. На практике часто встречается, что малютка слушает незнакомого дядю (или тетю) гораздо внимательней, чем маму и папу.

Чаще всего выбор падает на инструктора. Тут должно очень сильно повезти. В последнее время кто только ни работает горнолыжными наставниками. Если процесс обучения, что называется, не «пошел», большинство «инструкторов» просто предлагают малышу покататься, держась за протянутую лыжную палку. Такой «урок» результата не даст. Может привести к отрицательному эффекту, связанному с потерей желания освоить лыжи в принципе.

Обучение с тренером

Замечательный вариант групповые занятия с инструктором. Подобная услуга сейчас встречается почти везде, где обитают любители этого вида спорта. Оптимальный состав группы 4-5 человек. Многие дети в коллективе «схватывают» быстрее, поэтому обучение получается максимально эффективными. Первый же 4-х часовой урок даст ребенку больше, чем индивидуальные потуги нескольких предыдущих дней.

Методик существует множество, но старт всегда одинаков. Первое занятие начинается с правильного расположения лыж относительно склона в момент пристегивания, знакомства с креплениями, правильной постановкой лыжного ботинка в крепление. Когда упражнение освоено, несколько раз закреплено, приходит время обучения ходьбе в лыжах. Сначала по ровной поверхности, затем по поверхности с небольшим уклоном. Дети учатся правильно ставить ноги, опираться при ходьбе на палки, разворачиваться на склоне. Небольшая прогулка подобным образом, переход к следующему упражнению.

Приходит черед знакомства с торможением. На ровной поверхности инструктор одевает на руки ученика ремни палок, тянет за них, предварительно объяснив ему движения, обязательные при торможении. При освоении этого элемента мнения специалистов расходятся. Одни считают, что начинать следует с банального «плуга». Другие настаивают на более сложном варианте с использованием коленей и поворота перпендикулярно склону, мотивируя свой выбор тем, что переучить после «плуга» намного сложнее, чем обучить правильно сразу. Правы все. Справедливости ради, практически везде доминирует «плуг».

Пора начинать ездить. Понадобится пологий склон, используемый поперек. Процесс езды обеспечивается одновременным отталкиванием лыжными палками. Два, три отталкивания, торможение. Так продолжается длительный промежуток времени, до тех пор, пока вся группа не усвоила упражнение. Тем, кто сообразил раньше других, лишним не будет закрепить навык. К окончанию первого часа имеется сплоченный коллектив юных лыжников и лыжниц с горящими глазами. 15-ти минутный перерыв на горячий чай с бутербродами детский организм только раззадорит.

Второй час тренировки начнется с небольшого восхождения вверх по склону. Пришло время учиться подниматься «лесенкой», опираясь на нижнюю палку, и разобравшись с очередностью переступания ногами. Тренер предварительно расставил флажки, которые будут обозначать траекторию спуска. Они необходимы, так как являясь ориентирами, побуждают ребенка их объехать. Без флажков большинство детей невольно сужают траекторию, набирают скорость, с которой не в силах совладать. Это упражнение по времени займет столько, сколько заняли все предыдущие вместе взятые. Очередной перерыв, чай, бутерброды.

Многое в процессе обучения зависит от того, каким образом оборудован детский склон. Некоторым везет. У них третий час начинается с вращающихся по кругу каруселей. Начинающий лыжник держится за поручень, привыкая к скорости, одновременно, пытаясь свести ноги максимально близко одну к другой, добиваясь их параллельности. Ход карусели замедляется и ускоряется, в зависимости от степени готовности малыша. Замечательное упражнение, помогающее ребенку «почувствовать» лыжи.

После карусели следует переход на ленту транспортера-подъемника. Встать на ленту, сойти с нее. На обучение группы у опытного преподавателя уходит не более 5-ти минут. И вот маленькие лыжники и лыжницы уже на вершине склона. Пусть детского, пусть короткого, но на вершине! Завершается третий час занятий пробными спусками с вершины склона по флажкам-ориентирам. В этот момент немного жаль инструктора. Он контролирует спуск каждого ученика, съезжая задом, затем бегом поднимется наверх, к следующему.

Четвертый час групповых занятий закрепление пройденного материала. Поэтапно вспоминается все что было, начиная от креплений, расположения лыж, заканчивая спусками с вершины детского склона, уже без контроля инструктора. Особо одаренным тренер расставляет всевозможные надувные фигуры, сквозь которые будущие мастера пытаются проехать. Что удивительно, у многих уже получается. Большим почетом пользуются карусели. Подъем на транспортере уже не кажется не то что невозможным, но даже не страшным. Лыжи «слушаются» своих хозяев, поворачивают, куда хочется, останавливаются, когда требуется.

Голодные, уставшие, но гордые собой юные горнолыжники заканчивают занятия, одним хором с родителями поблагодарив учителя. Результат превзошел ожидания. В особенности, на фоне безуспешных попыток хоть как-то «зацепиться» за катание на протяжении нескольких предыдущих дней, повергающих отчаявшихся родителей в уныние.

До освоения в полном объеме техники владения лыжами еще очень далеко, но базовые знания, достаточные для постепенного введения начинающих спортсменов в когорту горнолыжников, получены.

Ошибки в обучении

Этот вариант не станет панацеей. Вполне вероятно, кому-то не подойдет. Тут нужно понимать, что занятия спортом так же индивидуальны, как занятия музыкой, рисованием, прочим. Одному «дано», другому нет. Впрочем, каждый сам творец своего счастья, и способен совершить массу собственных ошибок.

Прочтите также:  Крепления для лыж NNN и SNS: отличия, плюсы и минусы
Оцените статью
Сайт о спорте и здоровом образе жизни: правильные тренировки и упражнения